Аналитическая записка
о создании безбарьерной адаптивной среды для учащихся
с отклонениями в состоянии здоровья
Во исполнение Плана действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденного распоряжением Правительства Амурской области от 08.07.2010 № 70-р, в общеобразовательных учреждениях области организована работа по созданию адаптивной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить интеграцию детей с отклонениями в состоянии здоровьяв среду здоровых сверстников. Одной из составляющих создания безбарьерной среды для таких детей является адаптивное физическое воспитание, которое предполагает организацию в школе обязательных занятий по адаптивной физкультуре, в том числе: создание и работуспециальных медицинских групп (далее – СМГ), осуществление дифференцированного подхода в обучении, проведение индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Всего в общеобразовательных учреждениях области обучаются 2957 учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, что составляет 3,3%от общего количества школьников. Для 1314 учащихся (44,4% от общего количества уч-ся, отнесенных к СМГ) созданы условия для занятий. Для них функционируют 92 СМГ, образовательный процесс осуществляют 59 учителей физкультуры, из которых 45 прошли курсовую подготовку в Амурском областном институте развития образования (ИРО) и на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров БГПУ.
Образовательный процесс осуществляется по следующим специальным программам:
- для учащихся СМГ: под ред. Матвеева А.П., Петрова Т.В.;
- по физической культуре в СМГ под ред. М.Ю.Ушаковой. -М.: Глобус, 2010 г.;
- для учащихся СМГ общеобразовательных учреждений.Физическая культура 1-11 классы. — М.: Дрофа, 2010 г.;
- Дети специальной медицинской группы:под ред.И.С.Ганзен, Н.В. Кузнецова, Л.В. Жоглева и др. — М.,2005 г.;
- Медицинская спецгруппа 1-11 классы: М.: Дрофа, 2007 г. и др.
- Основные учебники, по которым ведется обучение в СМГ:
- Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятие физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. — М.: Просвещение, 1988 г.,
- Лечебная физическая культур. — М.: Владос, 2001г.;
- Щетинин М.Н., Велитченко В.К. Занятия по физической культуре с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе».
В своей работе учителя физкультуры, работающие с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, используют методические пособия, опубликованные и рекомендованные журналом «Физкультура в школе». В общеобразовательных учреждениях г. Благовещенск, г.Тында используется учебно-методическое пособие «Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе», автором которого является Н.С.Никольский, учитель МСОШ № 65 г.Красноярск.
Эффективно решаются проблемы создания адаптивной среды для детей, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образованияг. Благовещенск, г.Зея, г.Белогорск, г.Свободный, г.Тында, Ивановского, Константиновского, Серышевского, Тамбовского районов. Здесь создано необходимое количество СМГ, способное охватить, практически, всех школьниковс отклонениями в состоянии здоровья. Обучение осуществляют учителя физкультуры, прошедшие специальную подготовку.
Вместе с тем в г.Райчихинск, г.Шимановск, Благовещенском, Белогорском, Зейском, Октябрьском, Ромненском, Свободненском, Селемджинском, Сковородинском, Тындинском, Шимановском районах, пгт. Прогрессне уделяется должного внимания созданию определенных условий для организации обязательных занятий по адаптивной физкультуре. В общеобразовательных учреждениях названных территорий спецмедгруппы отсутствуют. С обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, занимаются учителя физкультуры, используя индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Однако, в большинстве своем,эти учителя не имеют специальной подготовки для работы с детьми с отклонениями здоровья.
Основными проблемами, препятствующими созданию условий для занятий адаптивной физкультурой, являются:
- отсутствие подготовленных кадров;
- отсутствие специального спортивного оборудования;
- создание СМГ в малочисленных сельских общеобразовательных учреждениях;
- дефицит финансовых средств в муниципальных бюджетах, необходимых на заработную плату (доплаты) учителям физкультуры за работу в СМГ.
Для создания безбарьерной среды для детей, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, профессионального подхода к решению этой проблемы необходимо:
- выявление школьников с отклонениями здоровья (тех, которых, как правило, освобождают от обычных уроков физкультуры);
- распределение детей совместно с медицинским работникомна группы по состоянию их здоровья для определения объема физической нагрузки, видов физических упражнений и занятий (в зависимости от вида и тяжести заболевания дети могут быть включены в специальную медицинскую группу временно или постоянно);
- обеспечение преподавания адаптивной физкультуры специально подготовленными кадрами, организация своевременной переподготовки учителей физкультуры для работы в СМГ;
- обеспечение медицинского контроля за занимающимися для своевременного перевода их из СМГ в группы общефизической подготовки;
- обеспечение образовательного процесса в СМГ специальным спортивным оборудованием и инвентарем;
- проведение занятий, по возможности, в те же часы, что и обычные уроки по физкультуре, в соответствии со школьным расписанием, но по специально разработанным программам;
- планирование средств в муниципальных бюджетах на заработную плату учителям, работающим с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ.
Скачать сведения о преподавании адаптивной физкультуры в специальных медицинских группах: Скачать