Амурской ОДЮСШ проанализирована работа органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по созданию безбарьерной адаптивной среды для детей, отнесенных по состоянию здоровья к спецмедгруппе

Аналитическая записка


о создании безбарьерной адаптивной  среды для учащихся


с отклонениями в состоянии здоровья


Во исполнение Плана действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденного распоряжением Правительства Амурской области от 08.07.2010 № 70-р, в общеобразовательных учреждениях области организована работа по созданию  адаптивной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить интеграцию детей с отклонениями в состоянии здоровьяв среду здоровых сверстников. Одной из составляющих создания безбарьерной среды для таких детей является адаптивное физическое воспитание, которое предполагает организацию в школе обязательных занятий по адаптивной физкультуре, в том числе: создание и работуспециальных  медицинских  групп (далее – СМГ),  осуществление дифференцированного подхода в обучении,  проведение индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Всего в общеобразовательных учреждениях области обучаются 2957 учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, что   составляет 3,3%от общего количества школьников. Для 1314 учащихся (44,4% от общего количества уч-ся, отнесенных к СМГ) созданы условия для занятий. Для них функционируют 92 СМГ, образовательный процесс осуществляют 59 учителей физкультуры, из которых 45 прошли курсовую подготовку в Амурском областном институте развития образования (ИРО) и  на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров БГПУ.

Образовательный процесс осуществляется по следующим специальным программам:

  • для учащихся СМГ: под ред. Матвеева А.П., Петрова Т.В.;
  • по физической культуре в СМГ под ред. М.Ю.Ушаковой. -М.: Глобус, 2010 г.;
  • для учащихся СМГ общеобразовательных учреждений.Физическая культура 1-11 классы. — М.: Дрофа, 2010 г.;
  • Дети специальной медицинской группы:под ред.И.С.Ганзен, Н.В. Кузнецова, Л.В. Жоглева и др. —  М.,2005 г.;
  • Медицинская спецгруппа 1-11 классы: М.: Дрофа, 2007 г. и др.
  • Основные  учебники,  по которым ведется обучение в СМГ:
  • Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятие физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. — М.: Просвещение, 1988 г.,
  • Лечебная физическая культур. — М.: Владос, 2001г.;
  • Щетинин М.Н., Велитченко В.К. Занятия по физической культуре с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе».


В своей работе учителя физкультуры, работающие с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, используют методические пособия, опубликованные и рекомендованные журналом «Физкультура в школе». В общеобразовательных учреждениях г. Благовещенск, г.Тында используется учебно-методическое пособие «Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе», автором которого является Н.С.Никольский, учитель МСОШ № 65 г.Красноярск.

Эффективно решаются проблемы создания адаптивной среды для детей, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, органами местного самоуправления, осуществляющими управление  в сфере образованияг. Благовещенск, г.Зея, г.Белогорск, г.Свободный, г.Тында, Ивановского, Константиновского, Серышевского, Тамбовского районов. Здесь  создано необходимое количество СМГ, способное охватить, практически, всех школьниковс отклонениями в состоянии здоровья. Обучение осуществляют учителя физкультуры, прошедшие специальную подготовку.

Вместе с тем в г.Райчихинск, г.Шимановск, Благовещенском, Белогорском, Зейском, Октябрьском, Ромненском, Свободненском, Селемджинском, Сковородинском, Тындинском, Шимановском районах,  пгт. Прогрессне уделяется должного внимания созданию определенных условий для организации обязательных занятий по адаптивной физкультуре. В общеобразовательных учреждениях названных территорий спецмедгруппы  отсутствуют. С обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, занимаются учителя физкультуры, используя индивидуальный и дифференцированный   подходы в обучении. Однако, в большинстве своем,эти учителя не имеют специальной подготовки для работы с детьми с отклонениями здоровья.

Основными проблемами, препятствующими  созданию условий для занятий адаптивной физкультурой, являются:

  • отсутствие подготовленных кадров;
  • отсутствие специального спортивного  оборудования;
  • создание СМГ в малочисленных сельских общеобразовательных учреждениях;
  • дефицит финансовых средств в муниципальных бюджетах, необходимых на заработную плату (доплаты) учителям физкультуры за работу в СМГ.


Для создания безбарьерной среды для детей, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, профессионального подхода к решению этой проблемы необходимо:

  • выявление школьников с отклонениями здоровья (тех, которых, как правило, освобождают от  обычных уроков физкультуры);
  • распределение  детей совместно с медицинским работникомна группы по состоянию их здоровья  для определения объема физической нагрузки, видов физических упражнений  и занятий (в зависимости от вида и тяжести заболевания дети могут быть включены в специальную медицинскую группу временно или постоянно);
  • обеспечение преподавания адаптивной физкультуры специально подготовленными кадрами, организация своевременной переподготовки учителей физкультуры для работы в СМГ;
  • обеспечение медицинского контроля за занимающимися для своевременного перевода их из СМГ в  группы общефизической     подготовки;
  • обеспечение образовательного процесса в СМГ специальным спортивным  оборудованием и инвентарем;
  • проведение занятий, по возможности, в те же часы, что и обычные уроки по физкультуре, в соответствии  со школьным расписанием, но по специально разработанным программам;
  • планирование средств в муниципальных бюджетах на заработную плату учителям, работающим с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ.

Скачать сведения о преподавании адаптивной физкультуры в специальных медицинских группах: Скачать